Онлайн-проект «Морская столица»
Ежегодно в последнее воскресенье июля в России празднуют День Военно-Морского Флота. День ВМФ – это память о морской славе России.
Мы подготовили для вас статью об истории российского флота, прочитав которую, вы с легкостью ответите на вопросы нашей викторины:
В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда было построено Судно «Орел». Этот указ стал первым государственным заказом на военный корабль и положил начало государственному судостроению в России. Над «Орлом» был впервые поднят бело-сине-красный флаг-триколор, ставший прообразом государственного флага Российской Федерации.
На озере Плещеево (Переславское) спустили на воду подаренный царю Алексею Михайловичу ботик. Именно здесь Петром I была построена Потешная флотилия, которая стала прообразом русского флота. Сейчас ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
К 1696 году в России сформировался боеспособный флот. После завоевания крепости Азов, Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. 20 (30) октября Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть».
В марте 1697 года за границу выехало Великое посольство. Царь Петр I ехал в его составе инкогнито и лично учился на голландских верфях корабельному мастерству. Там же были закуплены корабельные принадлежности, наняты на российскую службу инженеры, морские офицеры и матросы, другие специалисты для строительства российского флота.
1 (11) декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашен Петром I в качестве официального флага российского военного флота России. Полотнище первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз: белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом.
По замыслу Петра I, город должен был стать ключом от Балтийского моря, создав удобный водный путь для торговли и базу для флота. Также в этот год построен первый морской корабль «Штандарт» для Балтийского флота.
До 1709 года здесь строятся небольшие суда, строительство более крупных начинается после победы под Полтавой. В честь этой битвы назван первый линейный корабль «Полтава», заложенный на Адмиралтейской верфи.
26-27 июля (6-7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко в Финляндии) произошло сражение между русским и шведским флотами в рамках Северной войны. Успех русских показал, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал эту победу по значению к Полтавской битве.
27 июля (7 августа) 1720 года состоялось сражение между шведским и русским флотами около острова Гренгам в Балтийском море. Это была последняя крупная битва Северной войны, положившая конец влиянию Швеции на Балтийском море.
Северная война между Шведской империей и Россией в составе коалиции североевропейских государств закончилась заключением Ништадтского мира, по которому Россия получила преобладание на Балтийском море.
Талантливый самоучка Ефим Никонов придумал первый подводный аппарат в форме бочки из дерева, ставший прообразом подводных лодок.
25-26 июня (5-7 июля) 1770 года состоялось знаменитое морское сражение в рамках русско-турецкой войны 1768‑1774 годов, по итогам которого турецкий флот был сожжен.
Морское сражение у мыса Тендр в Черном море с турецкой эскадрой закончилось полной победой русских моряков, что решило исход русско-турецкой войны 1787‑1791 годов в пользу России. Эта победа утвердила положение России на берегах Черного моря.
Первая русская кругосветка была предпринята в 1803‑1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского флага, стал кормовым флагом, которым награждался корабль, чей флотский экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флота.
Первая в мире цельнометаллическая подводная лодка по проекту инженера Карла Шильдера была построена на Пролетарском заводе в Санкт-Петербурге. Она приводилась в движение матросами-гребцами. С этой подлодки был впервые осуществлен успешный подводный запуск ракет.
В июле 1849 года открыт завод «Красное Сормово». Он вошел в историю как один из главных арсеналов страны – здесь строились не только военные корабли, но и бронепоезда, а в 1920 году появился первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».
18 (30) ноября 1853 года Черноморский флот под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова разгромил турецкую эскадру в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Это была последняя крупная битва с участием парусных кораблей и первое масштабное сражение с участием пароходов.
Петербургский купец и судовладелец М.О. Бритнев создал первый в мире ледокол современного типа. Именно ему принадлежит идея давить лед тяжестью корпуса судна, а не пытаться тем или иным способ его «разрезать», как это предлагалось до него.
Спущен на воду первый в мире брустверно-башенный броненосец «Петр Великий». Являлся одним из сильнейших броненосцев своего времени.
Разработал инженер И.Г. Бубнов. Ее проектирование началось в 1901 году, а построена она была на Балтийском заводе в 1903‑1904 годах. В 1904 году вошла в состав Балтийского флота, получив название «Дельфин». Использовалась в Русско-японской войне.
В ходе русско-японской войны в героическом бою с японской эскадрой погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». При взрыве броненосца «Петропавловск» погиб вице-адмирал С.О. Макаров.
6 (19) марта 1906 года император Николай II издал указ о создании подводных сил в составе Балтийского флота. Этот день стал праздником моряков-подводников, который получил официальный статус 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.
6 августа (1 сентября) 1910 года по указу Николая II начала работать Опытная авиационная станция – первая официально сформированная авиационная воинская часть на Балтийском флоте.
31 августа 1919 года была одержана первая победа подводных сил Советской республики. В этот день подводная лодка «Пантера» Балтийского флота потопила английский эсминец «Виктория».
Профессиональный праздник у военных моряков появился более 80 лет назад. Произошло это благодаря великому советскому флотоводцу Николаю Кузнецову. Адмирал в 1939 году предложил Совнаркому – правительству тех лет – учредить День ВМФ. Но тогда празднику назначили конкретный день – 24 июля. Адмирал Кузнецов надеялся таким образом привлечь внимание к флоту и сделать флотскую службу престижной.
В годы Великой Отечественной войны, Военно-Морской флот, как вид Вооруженных сил, решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи, взаимодействуя с Сухопутными войсками, авиацией и войсками ПВО. Он вел активные боевые действия по уничтожению сил флота и транспортов противника, обеспечивал надежное прикрытие военных и народно-хозяйственных морских, озерных и речных перевозок, содействовал приморским группировкам Сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях.
СССР начал строительство атомных подводных лодок, обладающих неограниченной дальностью плавания. Первой была подлодка К-3 «Ленинский комсомол», построенная на Северодвинском судостроительном заводе № 402. Судно спустили на воду 9 августа 1957 года.
В СССР на Адмиралтейских верфях построили первый в мире атомный ледокол «Ленин» для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в Северном Ледовитом океане. Ледокол «Ленин» в 1989 году вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей.
17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса.
Первое групповое кругосветное путешествие подлодок совершили советские субмарины К-116 и К-133 под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина. Они преодолели в подводном положении около 21 тыс. морских миль.
Первый советский авиационный крейсер «Киев» (головной корабль проекта 1143) был спущен на воду в конце 1972 года и вступил в строй в середине 1975 года.
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Он стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать.
Основным военно-морским флагом российского флота признан исторический российский Андреевский флаг (белое полотнище с двумя диагональными полосами голубого цвета).
В Северодвинске на судостроительном заводе «Севмаш» заложена первая в нашей стране и в мире атомная стратегическая подводная лодка четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (головной корабль проекта 955 «Борей»).
«Арктика» – универсальный атомный ледокол нового поколения, головное судно проекта 22220. Построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Атомоходы этой серии – самые большие и мощные в мире.
Президент РФ В.В. Путин подписал указ о проведении 30 июля 2017 года в День ВМФ главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге. В новейшей истории России такой парад прошел впервые.
Первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» создана на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и предназначена для бесперебойного обеспечения энергией населенных пунктов. Она станет одним из ключевых элементов развития Северного морского пути.
«Виктор Черномырдин» – самый мощный дизель-электрический ледокол в мире, построенный совместно специалистами Балтийского завода и Адмиралтейских верфей. Будет обеспечивать ледовую проводку судов в арктической зоне и на Балтике.
Российский автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь» совершил погружение на 10 028 метров и доставил на дно Марианской впадины вымпел с символикой 75-летия Победы.
25 июля 2021 года в Санкт-Петербурге, в год 325-летия морского флота России, состоится пятый в современной истории Главный военно-морской парад. Подробную информацию о параде и его участниках можно найти на официальном сайте:
Скорее переходите по ссылке и отвечайте на вопросы:
ВИКТОРИНА
- Начало государственному судостроению в России положило строительство судна:
- «Юрий Долгорукий»
- «Орел»
- «Витязь»
- Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи, был назван в честь победы в сражении:
- у мыса Гангут
- Полтавской битвы
- Чесменском сражении
- Первый в мире атомный ледокол для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в Северном Ледовитом океане
- «Ленин»
- «Сталин»
- «Петр I»
- Первая авиационная воинская часть на Балтийском флоте была сформирована по указу:
- Николая I
- Николая II
- И.В. Сталина
- Первое судно в истории надводного плавания, которому удалось достичь Северного полюса:
- «Виктор Черномырдин»
- «Киев»
- «Арктика»
- «Современный» Андреевский флаг представляет собой:
- белое полотнище с двумя диагональными полосами голубого цвета
- бело-сине-красный триколор
- бело-сине-красный триколор с двумя диагональными полосами голубого цвета
- Традиция проведения парада в честь Дня ВМФ вернулась в Петербург в:
- 2010 г.
- 2017 г.
- 1992 г.